Сайт храма Воскресения Христова (Воскресение словущее на Варваровке) г. Никольска Пензенской области. - О постах. Как это было раньше?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

Все объявления

О постах. Как это было раньше?

Скоро Петров пост. Предлагаю к прочтению вот этот текст о постах. Напомню, что постом в подлинном смысле считается полное воздержание от пищи до захода Солнца, а не замена почти мясной колбасы на "постную". Причем в древности не было разграничения на скоромную и постную пищу, это появилось гораздо позже под воздействием не всегда христианских, скажем так, практик аскезы. Поэтому после захождения солнца ели обычную пищу, но без излишеств. Возможно для кого-то это сегодня будет актуальным. Ибо нынче рыба дороже индейки стоит, а пища в пост не должна быть дороже чем обычно, а даже совсем наоборот. Итак, вот текст:

Канонист XII века Феодор Вальсамон о "многодневных постах":

«Я, рассмотрев… откуда и как были установлены два указанных поста – а именно [посты перед] Успением [Пре]святой Богородицы и Рождеством Христа и Бога нашего, а также еще и пост, совершаемый перед праздником святых Апостолов, и пост перед Преображением – и обязаны ли мы [с канонической точки зрения] их соблюдать и в течение какого количества дней, установил, что само их [соблюдение] является обязательным, но продолжительность [этих постов] – не для всех одна и та же, как в случае с Великой Четыредесятницей. Напротив, перед указанными праздниками все [вообще] верные – и миряне, и монахи – обязательно должны поститься в течение [только] пяти дней, причем те, кто этого не делает, отлучаются от общения православных христиан; монахи же, подчиняющиеся ктиторским Типиконам [своих монастырей], должны поститься дольше, а именно [начинать посты сразу] после [Недели] Всех святых и после 14 ноября, и [во всем] должны точно следовать своим ктиторским Типиконам, ибо это канонично и спасительно. Ну, а миряне, добровольно постящиеся таким же [образом], достойны благодарности». (Комментарий к 3-му вопросоответу патриарха Константинопольского Николая Грамматика.)

А на вопрос патриарха Александрийского Марка III: «Являются ли обязательными посты [перед] праздниками святых апостолов, и Христова Рождества и Успения [Пре]святой Богородицы, и [Преображения] Спасителя, или же [их несоблюдение] простительно и не имеет значения?» (вопрос 55) Вальсамон отвечает:

«Необходимо соблюдать посты перед следующими четырьмя праздниками: святых апостолов, Рождества Христова, Преображения Христа Бога нашего и Успения Пресвятой Богородицы, но только пятидневные, ибо сорокадневным [обязан быть] только единственный пост, относящийся к святой и великой Пасхе. Но если кто-то постится больше пяти дней перед праздником святых апостолов и праздником Рождества Христова – либо по собственному желанию, либо по предписанию ктиторских Типиконов – не подвергнется за это стыду… Те же, кто не постятся перед каждым из этих четырех праздников [хотя бы в рамках] обязательного для всех [количества дней], должны подвергаться исправлению посредством большой епитимии».

Из статьи свщ. Михаила Желтова. http://pravoslavie.ru/108588.html


Назад к списку