Сайт храма Воскресения Христова (Воскресение словущее на Варваровке) г. Никольска Пензенской области. - А. Праздник Крещения Господня - Богоявление. Публикации разных лет.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

Все объявления

А. Праздник Крещения Господня - Богоявление. Публикации разных лет.

Праздник Крещения Господня - Богоявление. Публикации разных лет

  Приближается 19 января, день, когда Православная Церковь отмечает один из 12 великих праздников –Крещение Господне или Богоявление. В древности этот праздник отмечали в один день с Рождеством. Эта традиция сохранилась в Армянской Церкви. Между двумя этими праздниками теперь – Святки, Святые дни. Само название этих дней должно подсказать нам, как следует провести это время.

    К сожалению, большинство из нас предпочитает жить по указке «одноглазого оракула» -телевизора, который из года в год захлебывающимися от счастья телеведущими призывает в эти дни гадать, ворожить и всячески сквернить Христов праздник. Завороженные телезрители в канун Рождества Христова попадались понуро бродящими по опустевшим магазинам нашего поселка в поисках окосевшей от похмельного веселья «счастливой» крысы. Но увы! Все крысы уже поселились в домах наших всеядных обывателей, готовых раскрыть свои объятия каждому новому гаду. На Святках многие гадают и ворожат, а Крещенский сочельник, с его строгим постом, отметят с помощью водки и шашлыков. Это говорит о том, что к нам вернулось самое суеверное, самое низкопробное язычество. Каждый Новый год мы поглощаем «салат» «Оливье» из международных бредней, дикостей и суеверий, строго по рецепту теледядей и телетётей .

      И все же, будем надеяться на то, что с каждым Новым, от Рождества Христова отмечаемым, годом, все больше людей будут обращать свой взор к истинным традициям нашего народа и думать своей головой. Счастье тоже нужно строить своим трудом, оно не свалится на голову по крысиному велению.

    Каждый год Церковь напоминает людям о Боге, сошедшем на грешную землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Особенно ясно об этом говорят праздники Рождества и Крещения. В чем смысл Крещения Господня? Конечно, не в ночных гуляниях и купаниях. Христос, достигнув совершеннолетия, готовясь выйти на проповедь, приходит на реку Иордан. В этой реке совершали омовение кающиеся грешники, руководствуемые Великим пророком Иоанном Крестителем. Воды Иордана принимали в себя всю скверну человеческих грехов. Водная стихия этой реки стала символом жизни человеческого рода, со всей нечистотой, злобой и несчастьем грешных людей. Христос повелевает Иоанну крестить Его, но пророк сперва в ужасе отказывается, сознавая Кто стоит перед ним, простым человеком. Христос убеждает Его и сходит в воду Иордана, свидетельствуя этим, что принимает на себя бремя человеческого предательства и богоотступничества. Когда Господь вышел из реки, Иоанн услышал голос с Неба, свидетельсвующий о Божественности Христа, и увидел Святого Духа, в виде голубя сходящего на Спасителя. Так Бог явил Себя человеку. Поэтому праздник называется Богоявлением.

    Воды Иордана, приняв в себя безгрешного Сына Божия – освятились, очистились. Мы знаем  о том, что вода – удивительная стихия. Церковь, живущая на грани Божественного и земного миров, имеет возможность переносить христиан сквозь толщу времени и делать их участниками празднуемых священных событий. Это происходит и на Крещение. По вере христиан, вода, принимающая участие в нашем богослужении, приобщается той чистоте и святости, которую даровал Иордану Господь Иисус Христос. Вода становится святой не потому, что наступила полночь под 19 января, а потому, что Церковь в эти дни перенеслась к священным водам Иордана и принесла Божественный благодатный дар в наш 21 век.

      Вода освящается в храмах или на источниках дважды. В Сочельник после литургии, и в самый день праздника тоже после литургии, примерно в 12- 13 часов дня. Те священники, которые, идя на поводу у малосведущей публики, освящают воду ночью – нарушают устав Церкви и получили за это справедливое нарекание Святейшего Патриарха. Ночью за водой ходят там, где нет храма, дождавшись когда во всех церквах совершена молитва. Там же где совершается богослужение, христиане должны быть в церкви и участвовать в общей молитве, а не сидеть у водопроводного крана ожидая, что в полночь из него потечет благодать Божия. Принять благодатный дар необходимо с чистой душой и любовью к Дарителю –Христу, а не с пьянством и обжорством, сквернословием и непотребством. В противном случае человек не получает ничего и остается в прежнем грехе. Один из древних библейских пророков в таком случае говорил : «вымытая свинья идет валяться в грязи и пес возвращается на свою блевотину». Призыв: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное!» «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом». «Явилась благодать, спасительная всем людям» - вот основа праздника Богоявления, христианского праздника.

                                                                                                                                        Священник Георгий Добролюбов.

.............................................................................................................................................

 С наступлением 19 января все СМИ в нашей стране сообщают о народных гуляниях по случаю праздника Крещения Господня. Народ, к ужасу иностранцев, радостно окунается в ледяную воду и тут же принимает «для сугреву». К полуночи все ждут священника, но часто оказывается, что священники почему-то так и не приходят. А тем из них, кто приходит, пришлось недавно выслушать строгий выговор от Святейшего Патриарха Алексия II за нарушение традиций Церкви.

   В чем же дело? Оказалось, что народная «вера», мягко сказать, не совсем тождественна вере Православной. Для христиан главный смысл праздника Крещения Господня вовсе не в купании, и не в наступившей полуночи, и не в «сугреве». Второе название Крещения – Богоявление. Мы празднуем пришествие в мир Сына Божия Иисуса Христа и откровение Бога о Самом Себе, о том, что Он –троичен: Отец, Сын и Святой Дух.

       В древности этот праздник совершался вместе с праздником Рождества в один день. Со временем Церковь для лучшего усвоения духовных смыслов празднуемых событий праздники разделила, между ними отмечаются Святые дни (Святки). Праздничные службы совершаются два дня. Первый из них называется Навечерием Богоявления (Крещенским сочельником, от слова «сочиво» –блюдо из вареной сладкой пшеницы). В этот день утром в храмах читаются отрывки из Ветхого и Нового Заветов, повествующие о пророчествах и о самом событии Крещения Христа на реке Иордан. В конце утренней службы первый раз освящается вода. Вечером совершается Всенощное бдение. Эта служба во многих монастырях и некоторых приходских храмах действительно совершается ночью, но воду не освящают.

  Утром 19 января совершается главное богослужение праздника, в конце которого бывает (там, где это возможно) крестный ход к проруби или источнику, именуемыми в народе Иорданью. Совершается Великое освящение воды.

    Почему же многие ходят за водой в полночь? Ну, во-первых, потому, что это интересно и романтично: ночь, звезды…. Во-вторых, это делалось там, где не было храма и священника. Люди знали, что к полуночи в большинстве действующих храмов уже совершена молитва на освящение водного естества, и что ночная молитва ценна пред Богом.

   Вода становится освященной не потому, что полночь наступила. Христос, слыша молитву христиан, даровал своим верным благодать Святого Духа (Божественную энергию). Чудо Крещенской воды становится возможным по молитве христиан. Христианская Церковь причастна вечности, и она имеет возможность не просто вспомнить то или иное священное событие, но перенести нас сквозь толщу веков, делая участниками празднуемого события. Приглашаем и вас быть не просто потребителями Божьих даров, но сотрудниками Христа в деле преображения мира и человека. С праздником!

                                                                                                                                                                                   Священник Георгий Добролюбов

...............................................................................................................................................................................

Праздник Крещения Господня…теперь уже в 2012 году от Рождества Христова. Как много лет пронеслось с того самого момента, когда на Иордане произошло это событие! Но, как это бывает и с другими событиями священной истории, Крещение Христа имеет непреходящее значение для каждого человека вне зависимости от национальности, расы и прочего что нас разделяет в обычной жизни.

 Думаю, большинству с детства известна картина «Явление Христа народу» художника Александра Иванова. Она как раз о празднуемом событии. О Богоявлении.

 Великий пророк Иоанн Креститель указывает на приближающегося Христа со словами: «Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи всего мира». Люди реагируют на это известие по-разному. Как на картине, так и в жизни до сего дня. Одни с радостью и верой восприняли весть, другие скептически или равнодушно.

 Так и сегодня. Для христиан Праздник Крещения – праздник Божией любви, святости, спасения от величайшего зла на земле – греха. Христос безгрешный сходит в воды Иордана. В воды реки омывавшей грешников, кающихся в своих злодеяниях после проповеди Иоанна Крестителя. Воды Иордана принимали в себя всю скверну человеческих грехов. Водная стихия этой реки стала символом жизни человеческого рода, со всей нечистотой, злобой и несчастьем грешных людей. Христос повелевает Иоанну крестить Его, но пророк сперва в ужасе отказывается, сознавая, Кто стоит перед ним, простым человеком. Христос убеждает Его и сходит в воду Иордана, свидетельствуя этим, что принимает на себя бремя человеческого предательства и богоотступничества. Когда Господь вышел из реки, Иоанн услышал голос с Неба, свидетельсвующий о Божественности Христа, и увидел Святого Духа, в виде голубя сходящего на Спасителя. Так Бог явил Себя человеку. Поэтому праздник называется Богоявлением.

Воды Иордана освятились, очистились. Стихия воды обрела первозданную чистоту, обрела дар Божественной благодати. И сегодня мы имеем возможность принять дар Святой Крещенской воды – символа нашего спасения, совершенного Христом Спасителем.

 Как же печально наблюдать то, во что святой праздник превращается в наши дни для некоторых людей.

 В их представлении он приобретает уродливые формы с возлияниями и шашлыком в Сочельник. Полуночные купания часто превращаются в разгульную совершенно языческую, пьяную «иванову ночь».

 А днём, совершая освящение воды на источниках, наблюдаем как, не дожидаясь совершения молитвы, наши сограждане набирают еще не освященную воду целыми флягами… Куда вам столько? – хочется спросить. Прибавится ли святости от большего количества воды? Нет. Святость можно взрастить в себе приняв веру во Христа Спасителя, в Его Евангелие.

 Вот и выходит, что рядом у источника стоят люди, отмечающие разные праздники в этот день. Одни – Крещение Христа – Богоявление, а другие зимнего «купалу».

 Выбор за каждым остается всегда. И милосердный Христос всем дарует благодать. И тем, кто неразумно «празднует» тоже. «К сухому колодцу за водой не ходят» - гласит поговорка. Все мы тянемся к святыне в этот день. И дай Бог, чтобы с каждым годом разумно празднующих становилось всё больше. Чтобы в этот день мы обращали свои мысли ко Христу Спасителю.

Вода освящается в храмах или на источниках дважды. В Сочельник после литургии, и в самый день праздника тоже после литургии, примерно в 12- 13 часов дня. И мы приглашаем всех вас, братья и сестры, принять участие в христианском Празднике в эти святые дни.

2012 год Священник Георгий Добролюбов

 

Назад к списку